ВЕНИАМИН МАРКУЦ      
Девиз моей компании
кандидат технических наук
(Ph.D.)
DOCTOR OF SCIENCE, HONORIS CAUSA of Academy of Natural Histo-ry
профессор РАЕ
в энциклопедии
биографические данные и фото
выдающихся ученых и специалистов России


5.7.2 Люксембургский гамбит

В. Маркуц 

ЛЮКСЕМБУРГСКИЙ    ГАМБИТ

            Слово  гамбит (gambit) в переводе с английского­­­­ означает жертва, то есть уступка для получения преимущества в дальнейшем.

  Почти сорок лет живу я в Тюмени, переехав сюда из Омска. Некоторое время жил в пятиэтажке на улице Ямской вместе с сотрудниками, такими же, как я, приехавшими по вызову из разных мест СССР. Во многих городах приходилось бывать, но нигде не встречалась такая картина, какую увидел: в благоустроенной квартире, не так уж далеко  от центра города, сидели и занимались своими делами люди в зимней одежде и зимней обуви – настолько холодно было в помещении. А было это в декабре 1971 года.

Сейчас на дворе 2005 год. Живу я в том же районе, правда, в другом доме, но проблемы те же: отопление с великим  трудом подключают, спустя много недель после объявления отопительного сезона. Горячей воды не бывает практически круглый год: летом - по определению, зимой – из-за отсутствия «параметров». Да и  когда она бывает, назвать её  «горячей» можно с натяжкой лишь только потому, что она вытекает из «горячего» крана. Температура воды обычно колеблется от 30 до 400С, хотя в нормативах сказано, что горячая вода в «закрытых системах централизованного горячего водоснабжения в точке разбора, то есть в наших кранах, должна быть в пределах 500 – 750С, причём 500С - это нижний предел (СНиП –  ll – 34 - 76: Горячее водоснабжение - М., 1976 г., п. 3.8; СНиП 2.04. – 01 - 85: Внутренний водопровод и канализация зданий. – М., 1977 г., п. 2.2).

Каждый специалист, если он профессионал, знает, что нарушение СНиПов преследуется по закону.  Именно так сказано в ст. 9.12, ст. 19.19, ст. 14.4.1, ст. 14.8.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Тем не менее, в «Правилах предоставления коммунальных услуг», утверждённых Правительством РФ от 26.09.1994г. N1099 допускается снижение качества коммунальных услуг, хотя это и противоречит Конституции РФ (статья 55.2: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»). Но даже в этом постановлении П.равительства указывается, что отклонения в качестве услуг от нормативов не должны носить регулярный (систематический) характер. И недаром. Потому что санкции к нарушителю могут быть применены драконовские. Поясню на примере.

В п.6.4 «Правил» установлено, что «за нарушение сроков устранения недостатков предоставляемых услуг исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку в размере 3% за каждый день просрочки, если срок установлен  в днях, и 1% за каждый час просрочки, если срок установлен в часах». С точки зрения Гражданского кодекса РФ ст. 330, ст.332 такая неустойка называется законной неустойкой, и  исполнитель услуги ненадлежащего качества обязан в досудебном порядке выплатить её потребителю. Сумма законной неустойки (Sзн) за расчётный период  определяется как произведение коэффициента неустойки (Кн) на величину тарифа  соответствующей коммунальной услуги ( C ). Например, неустойка по горячему водоснабжению – Sзн  равна:

                Sзн = Kн Сгвс.

В приложении к «Правилам» в п.2.2 в «Условиях снижения оплаты услуг за превышения допустимой продолжительности отклонений», сказано, что снижение оплаты производится «за каждые 5 С снижения температуры от нормативной, умноженное на число часов сверх допустимой продолжительности отклонений». Поэтому коэффициент неустойки рассчитывается по формуле:

                Кн = ( t – 2n ) i 1% / 100   или     Кн = 0.01(t – 2n)  i 

    Здесь:

    t и n– время (соответственно в часах и днях), в течение которого отсутствует горячая вода надлежащего качества, т.е. 500С.

    i - индекс снижения температуры горячей воды на 50­­­­С.

 При снижении температуры воды на 50С от норматива  индекс равен 1, при снижении температуры воды на 10 С  он  равен 2, при снижении температуры воды на 150 С он равен 3 и т.д. Допустимая продолжительность отклонений температуры горячей воды в точке разбора от норматива составляет не более 2 – х часов в сутки.

 Если в течение месяца у потребителя из горячего крана течёт вода с температурой не 500С, а  450­­­­­­­­­С, то законная неустойка за это время составит:

               Sзн = 0.01  22 30 1 Cгвс = 6.6Сгвс.

Разделим 6.6 на 30 (число дней в месяце), узнаем осреднённый коэффициент неустойки за один день – это 0.22. Теперь нетрудно посчитать, сколько нерадивый исполнитель обязан  выплатить потребителю за систематический характер нарушения норматива, если за горячую воду берут около 60 рублей в месяц с человека. Если температура «горячей» воды 36 – 400С, коэффициент неустойки удваивается и составляет 0.44 в день. Если температура «горячей» воды 31 – 350С, коэффициент неустойки утраивается и составляет 0.66 в день, если температура «горячей» воды ещё ниже, то коэффициент неустойки соответственно увеличивается за каждый день поставки «горячей» воды с температурой ниже нормативной. В норматив оплаты за горячую воду заложен нагрев её на 500С. В зимний период с  5­­С до 550С, в летний период с 15­­С. Таким образом, если у нас в кране течёт горячая вода с минимально допустимой температурой  500С, то сумму денег на подогрев воды ещё на   5­­С до 550С у нас попросту украли. Мало того, в летний период крадут сумму денег, эквивалентную нагреву воды ещё на 10­­С, так как никогда я  не видел горячую воду нагретую до 65­­С. Но таков закон. Мало того, тот же закон позволяет украсть у нас ещё 40С, так как неустойка предъявляется, если температура горячей воды опускается до 45 0С. Таким образом, энергоснабжающей организации законом позволяется легально украсть у населения сумму, эквивалентную нагреву воды на 9 0С.  А ведь это почти 10% тарифа. Так ведь им и этого мало! Воистину справедливо: дай волку только лапу в дверь просунуть – он и весь пролезет.  

         Обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях согласно действующим нормативам составляет 200С. Если фактическая температура в помещении ниже нормативной, то коэффициент неустойки по отоплению квартиры определяется за каждый градус снижения температуры от нормативной ( i ), умноженной на число часов сверх установленного суммарного перерыва за расчётный период (1 сутки).

                          Кн  = 0.01(t – 24) i 

      Здесь:

      i – индекс снижения температуры воздуха в квартире от нормативной. Если температура воздуха в квартире составляет 190С  вместо положенных 200С, то индекс снижения температуры равен 1, если температура воздуха в квартире составляет 180С, то индекс снижения равен 2 и т.д.

      t   время (в часах), в течение которого наблюдается температура воздуха в квартире ниже нормативной сверх  установленного суммарного перерыва за расчётный период. Допустимая продолжительность отклонений температуры воздуха в помещении от норматива составляет 1 сутки, т.е. 24 часа за расчётный период (один месяц).

Сумма законной неустойки (Sзн)  при ненадлежащем отоплении квартиры за расчётный период определяется как произведение коэффициента неустойки по отоплению на соответствующий тариф. В соответствии с ЖК РФ ст.155.1 и п.2.4 «Правил предоставления коммунальных услуг» №1099 плата за жилищно-коммунальные услуги производится ежемесячно, т.е. расчётный период для оплаты устанавливается в один календарный месяц. Поэтому и неустойка должна рассчитываться и выплачиваться потребителю также ежемесячно. Исполняют ли это Российское законодательство наши губернские и муниципальные власти. Нет. А поступают совершенно наоборот, защищая интересы владельцев Тюменской энергетической компании и уничижая свой собственный народ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации ст. 72.к и Жилищным кодексом РФ ст.5.1 жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. А ст.76.5 Конституции РФ и ст.5.8  ЖК  РФ гласит, что «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.……В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон».

В статьях 12, 13 и 14 ЖК РФ определена и разграничена компетенция различных органов  власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Статья 12 ЖК РФ определяет компетенцию органов государственной  власти Российской Федерации. Статья 13 ЖК РФ определяет компетенцию органов  государственной власти субъекта Российской Федерации. Статья 14 ЖК РФ определяет компетенцию органов местного самоуправления.  В ст.12.16 ЖК РФ определено, что «установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы» относится к компетенции органов государственной  власти Российской Федерации. Ни в статье 13, ни в статье 14 ЖК РФ нигде эта функция не прописана. А это означает, что правоотношения между  потребителями (покупателями) и производителями (продавцами) жилищно-коммунальных услуг регулируются договорными отношениями в соответствии с федеральным законодательством - нормами Гражданского и Жилищного кодексов РФ, законами Государственной Думы России, постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ. Поэтому ни власти субъектов РФ (региональные), ни местные (муниципальные)  власти не могут издавать постановления или распоряжения, ухудшающие положение потребителей жилищно-коммунальных услуг по сравнению с федеральным законодательством – ст.5  ЖК  РФ.

Контроль за соблюдением настоящих правил в пределах своей  компетенции осуществляет Государственный Комитет РФ по антимонопольной политике и Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ, а также органы по защите прав потребителей. Спрашивается, почему же они молчали, когда распоряжением № 2958 от 31.08.1998 г. были утверждены « Положения о механизме снижения платежей населению за жилищно-коммунальные услуги при нарушений сроков и качества предоставления в г. Тюмени»? Почему же до сих пор действует это  неполноценное постановление, если с 1 марта 2005 г. вступил в законную силу новый Жилищный кодекс РФ, где в ст.156.10 устанавливается, что «Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации», и в ст.157.4 «При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

  Не буду подробно останавливаться на разборе каждого пункта «Распоряжения» №2958. Отмечу только два существенных момента. Во-первых, этим распоряжением фактически введены новые, более худшие региональные стандарты на коммунальные услуги, взамен федеральных, и узаконена норма «горячей» воды 310С, а температура в жилом помещении 110С. Читаем п.2 Приложения: «Понижение температуры воздуха в квартире на 10 градусов и более, температуры горячей воды на 200  и более ниже нормативного показателя считается отсутствием услуги. Напомним, что по федеральному стандарту отсутствием услуги считается понижение температуры горячей воды ниже 500С и температуры воздуха в помещении ниже 200С. Значит, если температура воды 310С, эта вода считается горячей и я её должен оплачивать. Немного, правда, всего 25% от тарифа, но оплачивать. Если температура в квартире всего 110С, я также должен оплачивать. Немного, всего 10%. Но оплачивать.

 Теперь, представьте, я заполняю массивную чугунную ванну, стоящую в квартире, где температура воздуха 11ºС «горячей» водой 31ºС. Несложно подсчитать, что температура воды в ванной будет (31+11):2=21ºС. Но это теоретически, так как «горячая» вода постоянно остывает, то фактическая температура её будет много меньше. Летом, когда воздух прогревается до 30ºС и выше, окунуться в такую воду, возможно, что и приятно и сразу выскочить на горячий песок. Но зимой, в квартире, при температуре +11ºС! Сомневаюсь, что в администрации города или прокуратуре, куда я обращался с заявлениями и требованиями об отмене пресловутого «распоряжения» № 2958, найдутся смельчаки принимать такие ванны. Нет, говорят они, и в воду не полезем, и свой закон менять не будем. И нет никаких упоминаний о том, что нарушения качества предоставляемых услуг не должны носить систематический постоянный характер. Во-вторых, в «Положении» не предусмотрена, полагающаяся потребителю законная неустойка, оговоренная в федеральном законодательстве, при низком (ненадлежащем) качестве жилищно–коммунальных услуг. А это не стимулирует исполнителя к добросовестной работе и «замораживает» на десятилетия низкие параметры жилищно-коммунальных услуг, давно уже утвердившиеся в Тюмени.

Ни в одном законе, касающегося жилищно–коммунальной сферы, а тем более в Гражданском кодексе нет такого понятия, как «недопоставка услуг». Кто запустил в оборот такой термин, выяснить мне пока не удалось. Вероятно, какой – то весьма ловкий и оборотистый Тюменский коммунальный чиновник. Идея весьма  проста – мы вам недопоставляем, вы нам недоплачиваете. И никакой там неустойки. Потом это подхватили журналисты печатных и электронных СМИ, кто по незнанию, а кто и вполне осознанно, отрабатывая полученные деньги. И остановиться никак не могут.  А ведь «недопоставка услуг» – это всё равно, что недобеременная женщина. Да, есть в Гражданском кодексе понятие «недопоставка товара» ст.511, ст.512 ГК РФ. Но в вышеприведённых статьях Гражданского кодекса отмечается, что «…поставщик, допустивший недопоставку,…обязан восполнить недопоставленное количество товаров». Причём речь идёт о недопоставке товара надлежащего качества, а не абы какого неподходящего. Допустим, вы заказали десять коробок конфет. А вам привезли только девять. Да, девять, но надлежащего качества. А десятую коробку конфет также привезут, на другой или ещё какой-либо день по договорённости. И она также будет надлежащего качества. Если вы пожелаете, вам могут возвратить деньги за недопоставленную коробку конфет. А если вы заказали костюм или шапку определённого размера, а вам изготовили на полтора-два размера меньше, да ещё говорят – получите то, что есть, да и заплатите за это. Ну, не полную цену, а соразмерно меньше. Будете брать такой товар, да ещё платить за него. Нет, отвечают мне чиновники. И брать такой товар не будем, но и закон свой не отменим.

 Спору нет, услуга – это товар. Но как, спрашивается, восполнить недопоставку, к примеру, горячей воды? Дать в следующем месяце горячую воду 800С, если в предыдущем она составляла 300С. Это бессмысленно, потому, что горячая вода с такой температурой также не нужна, да и опасна даже для взрослого человека.  Поэтому  и существует только единственный  легитимный термин для обозначения жилищно–коммунальных услуг, не соответствующих нормативам, это услуги ненадлежащего качества. А они не только не подлежат оплате, но поставщики таких некачественных услуг должны выплачивать населению законную неустойку в досудебном порядке. Нет понятия «недопоставка услуг», значит, нет её функции. Нет функции – нет и чиновной системы учёта «недопоставок». Поэтому любые разговоры и рассуждения на тему «недопоставки услуг» бессмысленны, а разработка схем учёта «недопоставок» обречена на провал, ибо все они не жизненны, не реальны, так противоречат действующему федеральному законодательству в жилищно–коммунальной системе. Каждый изготовитель, производитель и продавец жилищно–коммунальных услуг должен вести такой учёт и отвечать за их качество. И не разрывать функцию услуги (цена и качество), отдав печать тарифов за услугу чужому дяде, а качество оставить чиновникам – пусть десятилетиями сидят и разрабатывают себе различные схемы учёта. Глядишь, и работа всем найдётся. А то куда же девать всё разрастающуюся по законам Паркинсона чиновную рать? (Паркинсон – известный исследователь современной бюрократии).

Поэтому совсем непонятен диалог «опытнейшего профессионала, который знает все закорюки жилкомхоза» (так в тексте) с не менее опытным журналистом «Тюменских известий» Л. Запрудиной, опубликованный в газете 2.04.2005 г. №74(3741). Цитирую дословно – «Что делать в ситуации, когда жители благоустроенных домов не получают ту или иную услугу? Оказывается, новый Жилищный кодекс, вступивший в силу с 1 марта этого года, не предусматривает такую вещь, как «недопоставка». Сказано лишь, что правительством будет разработан дополнительный порядок возвращения денег при недопоставке услуг. А пока механизма, выходит, нет? А. Захаров считает, что необходимо на местном уровне утвердить временный порядок возврата денег гражданам за неполученные услуги. – Будем добиваться вместе с департаментом КСЖ. Люди не должны страдать».

Ну, что к этому добавить. Во-первых, ни в прежнем, ни тем более в новом Жилищном Кодексе не было, и не могло быть такого понятия, как «недопоставка жилищно–коммунальных услуг», по причинам, изложенном выше. Да и не кодексов это дело заниматься частными коммунальными вопросами, когда на это имеется соответствующее законодательство, так же изложенное выше. И «механизм возврата денег гражданам за неполученные услуги» имеется.  Каков он на самом деле, смотри выше. И уж вовсе не сказано в новом Жилищном Кодексе о возвращении денег при «недопоставке услуг». В ст.157.4 ЖК  РФ сказано, что »При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации», то есть «Правилами предоставления коммунальных услуг», утверждённых Правительством РФ от 26.09.1994г. N1099. Поэтому нечего здесь Правительству России разрабатывать, разве, что уточнять механизм выплаты населению законной неустойки за жилищно–коммунальные услуги ненадлежащего качества. Вот чего нужно добиваться опытным профессионалам коммунального дела вместе с  департаментом КСЖ, если они действительно ратуют за то, чтобы люди не страдали.

В статье 76.5 Конституции РФ сказано, что «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам и иным актом, изданным в РФ… В случае противоречий между Федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует Федеральный закон». То же самое подтверждено в статье 16.1 «Закона о защите прав потребителей»: «Условия договора, ущемляющие права потребителя  по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются не действительными».

 Так какой же гамбит уже много лет разыгрывают губернские и муниципальные чиновники, злостно нарушая федеральное законодательство в угоду своим люксембургским хозяевам (Тюменские новости №7(16) сент. 2004 г. и Тюменская правда №237(16947) 17.12.2004г.). Почему и во имя чего население города Тюмени приносится в жертву, десятилетиями страдая от недостатка тепла  в квартирах зимой, отсутствия горячей воды практически круглый год и засильем крыс. И не пора ли привести известные распоряжения, утвержденные главой города, в соответствие с федеральным законодательством: отлучить ОАО ТРИЦ  от коммунальных денег и отменить незаконное «Распоряжение»  №2958 от 31.08.1998 г.?

 

25.03.2005     Маркуц Вениамин Михайлович             

читать далее             вернуться в начало

перейти на карту сайта

Люксембургский    гамбит


Гостевая книга::Карта моего сайта::Моя информация::Форум моего сайта

2001 - 2005 г. г. ВЕНИАМИН МАРКУЦ
Яндекс.Метрика
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS