ВЕНИАМИН МАРКУЦ      
Девиз моей компании
кандидат технических наук
(Ph.D.)
DOCTOR OF SCIENCE, HONORIS CAUSA of Academy of Natural Histo-ry
профессор РАЕ
в энциклопедии
биографические данные и фото
выдающихся ученых и специалистов России


Тюменский ТРИЦ попал в капкан

Вениамин Маркуц 

Тюменский ТРИЦ попал в капкан

Едва Тюменский расчётно-информационный центр ОАО ТРИЦ торжественно отпраздновал своё десятилетие, как случился с ним непредвиденный правовой казус – ТРИЦ попал в ловушку, им же и устроенную.

Здесь нужно сказать немного слов об истории его учреждения и деятельности. В прежние времена жители многоквартирных домов за жилищно-коммунальные услуги платили 5-6% от их реальной стоимости. Остальными девяноста пятью процентами безраздельно и произвольно распоряжались муниципальные и региональные чиновники. После перехода на 100% оплату все жилищно-коммунальные деньги начали оседать в управляющих организациях. Попробуй-ка, побегай теперь за ними. Вот и придумали хитроумные чиновники такую систему единого центра под девизом единого окна, чтобы все деньги, собираемые с жителей многоквартирных домов за жилищно-коммунальные услуги, концентрировались в одном месте, а чиновники, как и прежде, могли ими распоряжаться беспредельно, как и прежде.

Тюменский Расчётно-информационный Центр (ОАО ТРИЦ) – это наглядный пример преступного альянса бизнеса и власти, поскольку учредителями являются незаконно учреждённое Тюменское муниципальное унитарное предприятие «Расчётно-информационный Центр», частная коммерческая фирма ОАО «Тюменьэнергосбыт» и «Фонд имущества Тюменской области» - Государственное учреждение. В итоге получился гибридный продукт, обнаживший коррупционную связь бизнеса и власти, федерального чиновничества  и местных феодалов. ТРИЦ – это не только система принудительного отъёма денег у населения за жилищно-коммунальные услуги ненадлежащего качества, а то и вовсе не оказываемые, ТРИЦ - система для отмывания денег нажитых чиновниками преступным путём и перевода их в оффшорные зарубежные банки.

 ТРИЦ -  это регулярные премии прокурорам, судьям и другим нужным чиновникам, а также коттеджи чиновников и квартиры для прокуроров и судей.  Местные феодалы и олигархи, пользуясь слабостью федеральной власти, совместно учреждают нужные им частные коммерческие фирмы. В Тюмени это воплотилось в виде частной коммерческой организации - Тюменский расчётно-информационный центр - ОАО ТРИЦ. Никакой информационной способностью ОАО ТРИЦ не обладает, даже расчёты правильно организовать не умеет. Он занимается тем, для чего и был учреждён тюменскими чиновниками – принудительным отъёмом денег у населения и переводом их на оффшорные счета в зарубежных банках.

С момента своего учреждения ТРИЦ позиционировал себя как обычное акционерное общество. Основным видом его деятельности были функции по организации и осуществлению расчетов за жилищно-коммунальные услуги и работы, начисление платежей, оформление платежных документов и направление их жителям многоквартирных домов. Согласно Российскому законодательству вышеперечисленные функции не относятся к компетенции органов местного самоуправления и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 06.10.2003, 21.07.2005, 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определил сферы, в которых муниципальные образования осуществляют свою деятельность – это жилищно-коммунальное хозяйство (водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение);  оказание транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения; ритуальные услуги; строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог.

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред.от 30.12.2015) "Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ограничивает полномочия  муниципальных и региональных чиновников:

статья 1 разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 3 обеспечивает верховенство Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

Статья 3.1 устанавливает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

 Статья 5, статья 26.1,  статья 26.3  на десятках страниц текста Закона подробно детализирует и определяет полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Настолько подробно детализирует, что даже учтено обеспечение детей игрушками. И если бы федеральный законодатель захотел легитимировать ТРИЦ, он бы это сделал. Однако предпочёл ограничиться лишь игрушками для детей.

Несмотря на то, что федеральный законодатель фактически запретил учреждение и деятельность частной коммерческой организации ОАО ТРИЦ, он существует и поныне. Тюменских чиновников – муниципальных, региональных и даже федеральных в лице прокуратуры, не смутило даже появление в 2004 году Жилищного кодекса Российской Федерации, где наиболее детализированы и разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 В п. 16) ст.12 ЖК РФ чётко прописано, что установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесение такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

В 2009 году появился Федеральный закон от 3 июня 2009 г. 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Согласно этому закону платежному агенту вменяется прием от плательщика денежных средств, зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет для осуществления расчетов, списание денежных средств на специальный банковский счет поставщика.

Таким образом, путём введения в цепочку "поставщик - потребитель" такого посредника, как платежный агент, а также  специальных банковских счетов у того и другого, федеральный законодатель надеялся разрушить коррупционную связку бизнеса и власти. Наличие специальных банковских счетов, на которые должны быть зачислены деньги жителей многоквартирных домов за жилищно-коммунальные услуги не позволяет дальнейший их перевод в оффшорные банки или воровство.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416" О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" устанавливает управляющими организациями стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом:

 организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:

начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Платёжный агент не может выполнять лицензируемые функции управляющих компаний по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы, начисление платежей, оформление платежных документов и направление их жителям многоквартирных домов.

Далее события развивались следующим образом:

1. Mежрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу проведена проверка Открытого акционерного общества «Тюменский расчетно-информационный центр» по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По результатам данной проверки ОАО «ТРИЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

 Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 года по делу № А70-5663/2014 город Омск 05 ноября 2014 года: постановление МРУ Росфинмониторинга по УФО о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-14/96 от 16.04.2014 г. о привлечении ОАО «ТРИЦ» к административной ответственности признано незаконным и отменено.

 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда  город Омск 

http://www.itpc.ru/?id_document=5390  дата обращения 20.01.2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2014 года

ТРИЦ не является платежным агентом в смысле №103-ФЗ

http://www.itpc.ru/?id_document=5390  дата обращения 20.01.2015

2. ИФНС России по г. Тюмени № 4 проведена проверка Открытого акционерного общества «Тюменский расчетно-информационный центр» на предмет соблюдения п. 15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемые платежными агентами. По результатам данной проверки ОАО «ТРИЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда город Омск  от 04.12.2014 года по делу № А70-7498/2014 постановление 72 № 024784 ИФНС России по г. Тюмени № 4 по делу об административном правонарушении от 01.07.2014 г. о привлечении ОАО «ТРИЦ» к административной ответственности признано незаконным и отменено.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда город Омск 

http://www.itpc.ru/?id_document=5391   дата обращения 20.01.2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2014 года

ТРИЦ не является платежным агентом в смысле №103-ФЗ

http://www.itpc.ru/?id_document=5391   дата обращения 20.01.2015

Административное правонарушение, за которое ОАО «ТРИЦ» привлечено к ответственности и было наказано штрафом в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) и 40 000 (сорок тысяч) рублей заключалось в следующем. Чиновники Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу считали и ИФНС России по г. Тюмени № 4, что ОАО ТРИЦ является платёжным агентом. Следовательно, ОАО ТРИЦ должен в своей деятельности пользоваться специальным банковским счетом № 408хххххххххх, и не использовать номер коммерческого счёта 407хххххххххх. Однако в Восьмом арбитражном апелляционном суде от 05.11.2014 года по делу № А70-5663/2014 ОАО ТРИЦ доказал, что платёжным агентом он не является. Поэтому привлечение ОАО «ТРИЦ» к административной ответственности признано незаконным.

Таким образом, судебные Постановления показали, что ОАО ТРИЦ платёжным агентом он не является. Все тюменские чиновники: региональные, муниципальные, в том числе и прокуроры с этим согласились.

 Однако Верховный суд Российской Федерации Постановлением №89-АД 15-1 г. Москва  20 ноября 2015 г. установил:

1. Довод жалобы о том, что директор ОАО ТРИЦ Туровинин О.М. не является платежным агентом нельзя признать состоятельным.

2. Всех участников соответствующих правоотношений по непосредственному приему платежей от населения не освобождает их от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей по осуществлению соответствующих  расчетов с использованием специальных банковских счетов.

3. Таким образом, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что  ОАО «ТРИЦ» Туровининым О.М. допущено нарушение требований Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ, выразившееся в неисполнении обязанности по использованию специального банковского счета при осуществлении расчетов.

4. Расчеты между ОАО «ТРИЦ», платежными субагентами, поставщиками не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемым таким расчетам пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № ЮЗ-ФЗ.

Таким образом, поскольку Верховный суд Российской Федерации окончательно установил его юридический статус в качестве платёжного агента, то номер его расчётный счёт должен быть 408ххххххххх, возможности и функции которого чрезвычайно ограничены – получить деньги и перевести их управляющей организации.

А это означает, что ОАО ТРИЦ окончательно загнал себя в юридическую ловушку:

- если ОАО ТРИЦ не платёжный агент, то укажите правовую основу его учреждения и деятельности: сообщите, КАКИМ  ФЕДЕРАЛЬНЫМ  ЗАКОНОМ  РЕГУЛИРУЕТСЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Название Закона, дата, номер. 

- если ОАО ТРИЦ платёжный агент, то на каком основании он присвоил себе такие лицензируемые функции управляющих организаций, как:

 организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:

начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Теперь, когда Верховным судом Российской Федерации ОАО ТРИЦ признан платёжным агентом, и по утверждению начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и охраны окружающей среды старшего советника юстиции Тюменской областной прокуратуры Л.А.Клёнской его Решение окончательное и обжалованию не подлежит, судебные приставы и полиция обязаны немедленно прекратить деятельность ОАО ТРИЦ. Для этого судебные приставы и полиция обязаны немедленно опечатать все помещения, занимаемые ОАО ТРИЦем, а также печатные станки и иное оборудование.

 

16 февраля 2016 г.                    Вениамин  Маркуц 

 

Приложения:

1. Л.А.Клёнская 01.02.2016 ТРИЦ

2. Верховный суд Российской Федерации Постановление №89-АД 15-1 г. Москва  20 ноября 2015 г.  (выдержки)

  читать полный текст 

Верховный суд Российской Федерации Постановление №89-АД 15-1 г. Москва  20 ноября 2015 г.  (выдержки)

Частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по  приему платежей физических лиц,  осуществляемой  платежными  агентами»,  банковскими платежными  агентами  и  банковскими  платежными  субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе»,  обязанностей по сдаче  в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами  специальных  банковских  счетов  для  осуществления соответствующих расчетов.

Объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов с плательщиками наличными денежными средствами.

Субъектами  ответственности  за  совершение  административного правонарушения являются платежные агенты, банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты и поставщики услуг.

Под деятельностью  по приему  платежей  физических лиц в целях Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии  с  Жилищным кодексом  Российской  Федерации,  а  также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 названного Федерального закона).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ поставщик - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за  реализуемые  товары  (выполняемые  работы,  оказываемые услуги) в соответствии с названным выше Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные  средства  плательщика  в  рамках  выполнения  ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.

Платежным агентом в силу указанной нормы признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Согласно материалам дела между ОАО «ТРИЦ» и ООО «Западно-Сибирская Управляющая Компания» заключен договор № от 25 ноября 2013 г. на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1.1 данного договора ООО «Западно-Сибирская Управляющая Компания» уполномочивает, а ОАО «ТРИЦ» принимает на себя обязательства по организации системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, начислению платы, выставлению счетов, их изготовлению и доставке, учету расчетов собственников жилья, проживающих в обслуживаемом и управляемом ООО «Западно-Сибирская Управляющая Компания» жилищном фонде, за оказанные им услуги по содержанию и обслуживанию жилья, а также по перечислению ООО «Западно-Сибирская Управляющая Компания» денежных средств, поступивших в оплату услуг на расчетный счет ОАО «ТРИЦ».

Из пункта 2.1 договора № от 25 ноября 2013 г. следует, что ООО «Западно-Сибирская Управляющая Компания» и ОАО «ТРИЦ» для целей договора договорились использовать расчетный счет № в Западно-Сибирском банке ОАО «Сбербанк России», не являющийся специальным банковским счетом.

В силу пункта 1.3 договора № от 25 ноября 2013 г. под организацией системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги понимается организация системы приема от потребителей платежей через банки, иные кредитные организации, отделения почты и т.п. на расчетный счет ОАО «ТРИЦ» для последующего перечисления принятых платежей на расчетный счет ООО «Западно-Сибирская Управляющая Компания».

Пунктом 3.1.1 данного договора установлено, что ОАО «ТРИЦ» от своего имени и за свой счет заключает договоры с банками, иными кредитными организациями, Почтампом и т.п. о переводе денежных средств физических лиц на расчетный счет ОАО «ТРИЦ».

5 мая 2010 г. между ОАО «ТРИЦ» (Организация) и ЗАО «Простые решения» (Оператор) заключен договор № о приеме платежей. Пунктом 1.1 указанного договора установлено, что Оператор обязуется организовать прием платежей от клиентов - потребителей в оплату жилищно-коммунальных и иных услуг и перечислять суммы принятых платежей в адрес Организации.

Оператор  обязуется  перечислять  платежным  поручением  на  счет Организации суммы принятых платежей не позднее следующего рабочего дня со дня приема платежей, по письменному требованию Организации предоставлять информацию о принятых в рамках договора в пользу Организации платежах (пункты 3.5, 3.6 договора от 5 мая 2010 г. № ).

15 сентября 2010 г. между ОАО «ТРИЦ» (Заказчик) и ФГУП «Почта России» (Исполнитель) заключен договор № на оказание услуг по приему платежей.

В соответствии с пунктом 2.1 данного договора Исполнитель по заданию Заказчика принимает на себя обязательство по приему платежей, а именно жилищно-коммунальных и иных услуг от Абонентов через отделения почтовой связи Исполнителя и перечислению полученных денежных средств Заказчику.

Исходя из приведенных выше положений Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ и анализа названных договоров, в рамках указанных правоотношений ООО «Западно-Сибирская Управляющая Компания» является поставщиком жилищных услуг, ЗАО «Простые решения» и ФГУП «Почта России» - платежными субагентами, а ОАО «ТРИЦ» - оператором по приему платежей - платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему в пользу поставщика платежей от физических лиц через ЗАО «Простые решения», ФГУП «Почта России» и последующие расчеты с поставщиком.

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

По специальному  банковскому счету платежного  агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета (часть 16 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Таким образом, при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц ОАО «ТРИЦ» обязано использовать специальный банковский счет.

В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет не допускается.

Из материалов дела усматривается, что на основании поручения от 24 июня 2014 г. № 14-638 ИФНС России по г. Тюмени № 4 в отношении ОАО «ТРИЦ» проведена проверка полноты зачисления денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей, на специальный банковский счет за период с 1 мая 2014 г. по 24 июня 2014 г.

В ходе проверки Инспекцией выявлено, что в период с 1 мая 2014 г. по 24 июня 2014 г. на расчетный счет ОАО «ТРИЦ» № в Западно-Сибирском банке ОАО «Сбербанк России», не являющийся специальным банковским счетом, от ЗАО «Простые решения» и ФГУП «Почта России» поступили денежные средства, полученные в порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, которые впоследствии с указанного счета перечислены на расчетный счет поставщика услуг ООО «Западно-Сибирская Управляющая Компания» по договору № от 25 ноября 2013 г. на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, при проведении проверки установлено, что ОАО «ТРИЦ», как платежный  агент,  в  рамках  правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполняет требования, установленные частью 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ, не использует специальные банковские счета для приема платежей.

По итогам проверки 26 июня 2014 г. ИФНС России по г. Тюмени № 4 составлен акт № .

В  соответствии  со статьей  2.4  Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях  административной  ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

26 июня 2014 г. в отношении  ОАО «ТРИЦ» Туровинина  ОМ.  составлен  протокол № об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с приведенными выше положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ОАО «ТРИЦ» Туровинин О.М., не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, подлежит административной ответственности.

Действия  ОАО  «ТРИЦ»  Туровинина  О.М. квалифицированы по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях  в  соответствии  с  установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства  в сфере деятельности платежных агентов.

Довод жалобы о том, что Туровинин О.М. не является платежным агентом и соответственно субъектом вмененного ему административного правонарушения, нельзя признать состоятельным.

В обоснование данного довода заявитель указывает, что не относится к числу лиц, на которых в силу закона возложена обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.

Деятельность ОАО «ТРИЦ» в силу соответствующего договора с ООО «Западно-Сибирская Управляющая Компания» связана с организацией системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, в рамках данного договора ОАО «ТРИЦ» формирует и выставляет потребителям платежные документы, при этом платежи от населения не принимает и такой обязанностью не наделен.

Вместе с тем согласно пунктам 1.1, 3.1.3 договора № от 25 ноября 2013 г. ОАО «ТРИЦ» осуществляет сбор платежей и учет расчетов собственников жилья, проживающих в жилищном фонде, обслуживаемом и управляемом ООО «Западно-Сибирская Управляющая Компания», являющимся поставщиком, за оказанные им услуги по содержанию и обслуживанию жилья, а также перечисляет денежные средства, поступившие в счет оплаты услуг, на расчетный счет поставщика.

В рамках договоров, заключенных с ЗАО «Простые решения» и ФГУП «Почта России», которые являются платежными субагентами, денежные средства, поступающие от физических лиц в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, перечислятся в адрес ОАО «ТРИЦ», а впоследствии по указанному выше договору № от 25 ноября 2013 г. - поставщику.

Таким образом, ОАО «ТРИЦ» осуществляет операции с денежными средствами потребителей услуг, оказываемых поставщиком, в том числе, путем их получения от платежных субагентов и последующего перечисления поставщику.

В соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ ОАО «ТРИЦ» в данных правоотношениях выступает оператором по приему платежей, осуществляющим сбор платежей за услуги, оказанные поставщиком ООО «Западно-Сибирская Управляющая Компания», и перечисляющим такие платежи поставщику.

То обстоятельство, что на основании названных договоров обязательство по непосредственному приему платежей от населения принято на себя другими лицами, не освобождает иных участников соответствующих правоотношений от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей по осуществлению соответствующих  расчетов с использованием специальных банковских счетов.

Оказание ОАО «ТРИЦ» в рамках договора № от 25 ноября 2013 г. иных услуг (в том числе начисление платы, выставление счетов, их изготовление и доставка, учет расчетов собственников жилья) не отменяет тот факт, что в отношении денежных средств, поступивших от платежных субагентов, ОАО «ТРИЦ» выполняет функцию платежного агента и зачисляет их на банковские счета поставщика коммунальных услуг.

Таким образом, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что  ОАО «ТРИЦ» Туровининым О.М. допущено нарушение требований Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ, выразившееся в неисполнении обязанности по использованию специального банковского счета при осуществлении расчетов.

Ссылка заявителя на то, что все расчеты между указанными выше организациями проводятся посредством безналичных платежей, а потому положения Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ на них не распространяются, является необоснованной.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ  положения названного Федерального  закона не применяются к отношениям, связанным  с  деятельностью  по  проведению  расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.

Вместе с тем прием платежей физических лиц (плательщиков) за жилищно-коммунальные услуги для их последующего перечисления оператору по приему платежей осуществляется посредством наличных денежных средств. Расчеты между ОАО «ТРИЦ», платежными субагентами, поставщиками не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемым таким расчетам пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № ЮЗ-ФЗ.

То обстоятельство, что непосредственный прием платежей за жилищно-коммунальные услуги осуществляется  иными организациями (платежными субагентами ЗАО «Простые решения» и ФГУП «Почта России»), привлеченными ОАО «ТРИЦ» на основании соответствующих  договоров, и впоследствии перечисляются на счет ОАО «ТРИЦ», не свидетельствует о безналичном порядке проведения расчетов.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

 читать полный текст ЗДЕСЬ  

перейти на карту сайта

 

Вениамин Маркуц, расчётный центр, оплата услуг, жилищные услуги, коммунальные услуги


Гостевая книга::Карта моего сайта::Моя информация::Форум моего сайта

2001 - 2005 г. г. ВЕНИАМИН МАРКУЦ
Яндекс.Метрика
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS